С 1 января 2022 года любой бизнес в Узбекистане, кто использует онлайн-кассу и электронные счета-фактуры, обязан указывать точные коды ИКПУ при продаже товаров и услуг.
В этой статье рассмотрим, где найти коды ИКПУ, какие последствия могут возникнуть при неправильном их использовании и как система МойСклад упрощает эту задачу.
ИКПУ — это идентификационный код товара или услуги в Едином Национальном каталоге продукции. Каждый код состоит из 17 цифр и помогает отслеживать движение продукции на всех этапах — от производства до конечного потребителя. Это обеспечивает контроль качества, происхождения товаров и предотвращает нелегальный оборот.
На данный момент в Национальном электронном каталоге товаров и услуг TASNIF зарегистрировано более 454,5 тысяч ИКПУ:
С января по август 2024 года:
Список кодов постоянно обновляется, поэтому важно следить за актуальностью информации.
Использование ИКПУ предусмотрено при работе с рядом документов:
Система задумывалась для повышения прозрачности и эффективности торговли.
Код ИКПУ состоит из 17 цифр, каждая из которых имеет свое значение и структуру. Разберем, что означают эти цифры и как их правильно интерпретировать:
17 цифр складываются в определенной иерархической структуре, где каждая группа цифр отражает определенную характеристику:
Каждая последующая группа цифр детализирует товар или услугу, вплоть до конкретной модели, модификации или вида:
Все ИКПУ можно разделить на две большие группы:
Базовые — идентификационные коды товарной группы для товаров, не подлежащих обязательной цифровой маркировке. Они оканчиваются на «000 000».
Идентификационные — это коды, которые включают в себя информацию о бренде и свойствах товара (цвет, форма, упаковка и т.д.). Они оканчиваются комбинацией из разных цифр.
С 1 января 2023 года идентификационные ИКПУ присваивают товарам, подлежащим обязательной цифровой маркировке.
В соответствии с постановлениями Кабинета Министров № 489 от 14.08.2020 года, № 249 от 28.04.2021 года ИКПУ следует отражать в электронных счетах-фактурах, электронных договорах, а также в чеках онлайн-ККМ или виртуальных касс.
Неверное отражение кодов в электронных-счетах фактурах, чеках онлайн-ККМ (виртуальных касс), а также электронных договорах может привести к ошибкам в формировании данных, несоответствию приобретенной (оприходованной) и реализованной продукции.
Все коды ИКПУ собраны в Единой системе электронного национального каталога товаров и услуг на сайте tasnif.soliq.uz. Справочник имеет иерархическую структуру, где коды разделены на группы и подгруппы в следующем порядке:
В каталоге вы можете искать необходимые коды, сохранять их в личном кабинете и использовать в электронных счетах-фактурах, электронных договорах и онлайн-ККТ.
Либо вы можете автоматически присваивать ИКПУ из товароучетной системы МойСклад. У ней есть интеграция с Национальным каталогом. Заполняйте данные о товарах и услугах прямо из МоегоСклада. Смотрите только последний действующий ИКПУ, даже если ввели устаревший.
Таким образом, в МоемСкладе вы можете вести учет товаров, заполнять по ним актуальные коды ИКПУ, а также — видеть реальную прибыль по каждому товару отдельно и магазину или сети в целом.
Определение субпозиции — это выбор подходящего значения из предложенного перечня, которое будет использоваться для регистрации товара и присвоения кода ИКПУ в Едином электронном национальном каталоге продукции (товаров и услуг).
Существует несколько способов поиска нужных кодов ИКПУ. Рассмотрим основные.
Через строку поиска
В строке поиска можно формировать запрос по 7 признакам на выбор:
Электронный каталог
Иногда строка поиска не срабатывает должным образом. В этом случае может помочь «Электронный каталог» на главной странице сайта. Поиск в каталоге можно начать с выбора вида деятельности, далее следуем за выпадающими списками вплоть до нужного товара или услуги.
Если вы знаете хотя бы одно слово из названия группы товара, можно не листать весь каталог, а воспользоваться встроенным поисковиком.
Электронный каталог также доступен в табличной форме, где вы также можете найти нужный вам код. В таблице вы также можете получить информацию о единицах измерения и льготах, прикрепленных к конкретному коду, использовать QR-код или штрих-код, посмотреть карточку товара с его подробным описанием для идентификационных ИКПУ.
Поиск ИКПУ через опросник
Пройдите опрос, закрепленный справа под строкой поиска на сайте tasnif.soliq.uz. Последовательно отвечайте на все вопросы, это должно привести вас к искомому коду или к функционалу для подачи запроса на новый ИКПУ.
Поиск ИКПУ в каталоге в формате Excel
Актуальный каталог в формате Exсel можно скачать тут.
Нужный вам код найдете через поиск по файлу.
Если ни один из предложенных способов не сработал и вы не нашли нужный код ИКПУ, вы можете подать заявку на добавление нового кода в каталог.
Чтобы оставить заявку на получение ИКПУ, выполните следующие шаги:
В зависимости от того, что вы запрашиваете (товары или услуги), форма анкеты будет отличаться. Вот что нужно указать для товаров:
Если у вас нет информации о коде ТН ВЭД или штрих-коде, вы можете оставить эти поля пустыми. Чем более детально заполнена анкета, тем качественнее будет результат.
Заявки рассматриваются в течение 5 рабочих дней. Время обработки может увеличиться, если требуется больше исследований для классификации товара. Обычно специалисты помогают выбрать подходящий ИКПУ из уже существующих в базе. Новый код вводится только для товаров или услуг, которые не имеют аналогов в классификаторе.
Ранее все товары со штрих-кодами EAN получали идентификационные коды. Теперь такие ИКПУ присваиваются только товарам с обязательной цифровой маркировкой. Если для вашего товара в классификаторе уже есть ИКПУ, можно использовать его или тот, что заканчивается на «000 000».
С 1 марта 2023 года за отражение в ЭСФ или чеках контрольно-кассовой техники ИКПУ, не соответствующих номенклатуре приобретенных товаров (услуг) либо особенностям и видам деятельности, наказывается штрафом по ст. 223 Налогового кодекса части 5 — в размере одного процента от стоимости реализованных товаров (услуг), указанной в счетах-фактурах либо чеках ККТ.
Если нарушения касаются большого объема сделок, это может привести к более серьезным последствиям, таким как блокировка налоговых льгот или приостановка операций на определенных товарных позициях.
Чтобы избежать штрафов за неправильное отражение ИКПУ в электронных счетах-фактурах (ЭСФ) и кассовых чеках, следуйте этим рекомендациям:
Контроль оприходования товаров: строго следите за учетом товаров, независимо от того, были ли они куплены или произведены по утвержденным на предприятии нормативам. Товары должны соответствовать вашему виду деятельности.
Проверка ИКПУ при оформлении ЭСФ: при оформлении ЭСФ на закупку товаров продавец и покупатель должны повторно проверить соответствие ИКПУ товара актуальной версии на tasnif.soliq.uz. Подписывайте счет-фактуру только после подтверждения правильности ИКПУ.
Проверка ИКПУ при переносе в онлайн-ККМ: внимательно проверьте ИКПУ на соответствие товару и актуальной версии на tasnif.soliq.uz. В случае обнаружения ошибки внесите исправления в базу данных онлайн-ККТ и скорректируйте ранее выданные чеки с помощью функционала персонального кабинета на my.soliq.uz.
Документация на сырье и готовую продукцию: если вы приобретаете сырье и продаете готовую продукцию, утвердите приказом по предприятию документацию (рецептуру), в которой будет четко указано, из чего состоит реализуемый продукт.
Продажа комплектов (лотами): если вы продаете товары комплектами, можете поступить следующим образом:
Утвердите приказом по предприятию нормативы формирования комплектов, то есть дайте расшифровку, что именно входит в каждый комплект.
Либо прописывайте в ЭСФ или чеке каждую позицию, входящую в комплект, отдельно.
Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам иметь документально оформленную аргументацию на случай спорных ситуаций.
Это ответы на самые распространенные вопросы.
Система ИКПУ позволяет дистанционно учитывать товарооборот, прослеживать движение продукции и услуг от производителя до потребителя, повышает прозрачность экономики страны и помогает определить налогооблагаемую базу.
Если ИКПУ указан неправильно или отсутствует, продавец не сможет получить положенные льготы на товар, а покупатель лишится кешбэка, который выплачивается только по товарам с актуальным кодами в чеке.
Для проверки ИКПУ можно воспользоваться системой поиска на сайте tasnif.soliq.uz. Найти нужный код можно по названию продукта или услуги, штрих-коду или бренду-производителю.
Если найти нужный ИКПУ не удалось, производителю или импортеру следует подать заявку на его создание в ГНК, воспользовавшись утвержденной формой на сайте tasnif.soliq.uz. Также можно обратиться в налоговый комитет для уточнения соответствующего ИКПУ в конкретном случае.
В системе МойСклад вы можете легко присваивать и проверять ИКПУ для всех товаров в номенклатуре, что ускоряет работу и снижает нагрузку на бухгалтеров.
Также МойСклад поможет автоматизировать работу бизнеса. В любом бизнесе важен порядок. Учет в тетрадке или в Excel удобен только в начале. Потом потребуется контролировать закупки, следить за остатками и денежными средствами. Здесь уже понадобится товароучетная система. Подойдет сервис МойСклад.
Заказы поставщикам. Сервис позволяет делать заказы поставщикам как вручную, так и автоматически — вы ставите количество неснижаемого остатка, программа формирует заказ. Вы сразу видите себестоимость товаров, которая рассчитывается автоматически.
Инвентаризация. Сканируйте штрихкоды всех товаров, что у вас в наличии. Сервис сам определит расхождения между количеством по документам и фактическим наличием.
Печать ценников и этикеток. Используйте готовые шаблоны или добавляйте свои.
Гибкое управление ценами. Массово редактируйте цены. Устанавливайте различные типы цен, скидки. Ставьте запрет скидок на выбранные товары.
Борьба с воровством. МойСклад помогает бороться с нечистыми на руку сотрудниками. Сервис делает все процессы прозрачными, каждое действие отражается в системе.
Торговые документы. Более 100 форм накладных, актов, счетов, договоров и других документов — заполняйте, печатайте, отправляйте.
Все процессы по продаже и учету товаров — рабочее место кассира, складской учет и CRM в комплекте.